«ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ»,
страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Схема научного познания

Объект и субъект в сфере всеобщего Познания
Изложенное представление об истинности научных высказываний (теоретического и эмпирического) по сути представляет собой вариант схемы научного познания. Главное в этой схеме то, что в ней не делается акцента на непосредственном взаимодействии субъекта (ученого) и объекта (предмета науки). Взаимосвязь субъекта и объекта опосредована включением их обоих в качестве элементов в сферу всеобщего социального познания. Ученый продуцирует теоретические высказывания не вследствие чувственного восприятия предмета, а на основе своего индивидуального Понимания, сформированного Всеобщим Пониманием (в котором присутствуют и сам предмет, и все теоретические и эмпирические высказывания о нем). По сути ученый изучает не предмет, а его представленность в своем Понимании.

Ученый как конкретное единство социального познания и предмета
При таком подходе проблема научного познания смещается в сторону взаимодействия предмета и Всеобщего Познания. При этом предмет выступает не только как независимый, данный извне объект, но и как элемент социальной практики, и как понятие в индивидуальном Понимании. Ученый в этом процессе «стыкует» Всеобщее Понимание (воплощенное в индивидуальном Понимании) и частные научные факты (эмпирические и теоретические высказывания), он выступает лишь как точка в которой возможна реализация их конкретного единства, продуцирующего новое знание в виде нового высказывания или системы высказываний (теории). То есть, возвращаясь к нашему примеру, мы можем сказать, что только человек может во времени и в пространстве (в своей голове) соединить в нечто единое весь научно-практический опыт использования воды, измерения ее температуры, конкретное положение столбика термометра и символическую запись tк=100°C.

Реальный процесс развития науки
Социальная система, как эволюционирующая часть Мира, постепенно включает в себя все новые феномены в качестве своих элементов. Процесс интеграции природных систем в социум сопровождается раскрытием их качеств, включением этих качеств в систему всеобщего познания (научно-практического опыта), фиксацией этих качеств в новых эмпирических высказываниях.

Если при появлении нового эмпирического высказывания не существует научной теории, имеющей соответствующее теоретическое высказывание, то из этого можно сделать заключение, что наша научная система не полна, и на повестку дня ставится задача построения новой теории или расширение существующих.

Новая теория, помимо объяснения имеющихся эмпирических высказываний, то есть вывода тождественных им теоретических высказываний, может выдвигать и новые высказывания, которые еще не имеют соответствующих им эмпирических высказываний. Это стимулирует проведение новых экспериментов, в ходе которых - либо как отрицательный результат относительно проверяемой теории, либо в виде случайных данных - появляются новые эмпирические высказывания, не имеющие тождественных теоретических высказываний.

Можно представить следующие цепочки разворачивания процесса научного познания:

(1) Всеобщее Знание-Понимание - индивидуальное Понимание теоретика - теория - новое теоретическое высказывание - новое индивидуальное Понимание практика - эксперимент - новое эмпирическое высказывание (которое может совпадать или не совпадать с выдвинутым теоретическим высказыванием).

(2) Всеобщее Знание-Понимание - индивидуальное Понимание практика - новый эксперимент - новое эмпирическое высказывание - новое индивидуальное Понимание теоретика - теория - новое теоретическое высказывание.

При любом итоге сравнения теоретического и эмпирического высказываний вся эта цепочка становится достоянием сферы Всеобщего познания, по сути она и есть реализация всеобщего познания в частных научных процессах. Новый уровень Всеобщего Знания-Понимания непрерывно рождает новые цепочки.

Цели научного познания
Знание не является абсолютной целью научного познания. Знание - формальная компонента этого процесса. Для ученого, профессионально работающего в сфере производства знаний, личной конечной целью является расширение, углубление индивидуального Понимания. Конкретные знания (теории) могут рассматриваться им лишь как способ стимулирования процесса познания и форма фиксации индивидуального Понимания для передачи его другим людям. Конечно, если рассматривать цель научного познания с точки зрения его социальной значимости, то на первое место выдвигается практическая функция науки - продуцирование новых инструментальных научных теорий, которые обеспечивают социуму более адекватное взаимодействие с окружающей средой, повышают его устойчивость благодаря практическому использованию научных знаний в производстве и других сферах. Но если рассматривать роль научного познания в развитии социальной системы не только в узко прикладном смысле, а шире, как задачу формирования Всеобщего социального Понимания, то с этой точки зрения понятийная функция науки все же преобладает над утилитарно-практической. Именно наличие единого Всеобщего социального Понимания является безусловной основой социальной системы, залогом сохранения ее внутренней целостности .


«ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ»,
страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Предыдущий текст разделе: « Истина
Последующий текст в разделе: » Структура глобальных эволюционных уровней

18 Апрель 2008 | комментариев: 18 |
Подписаться на сообщения RSS 2.0

Опубликовано в разделах: Статьи, эпистемология, философия

URL этой страницы: http://www.boldachev.com/text/intent/



Искать On-line кабинет Александра Болдачева

рабочий кабинет

архив

Собеседникам

  • Войти
  • [После регистарции и входа вам не надо будет каждый раз набирать свои данные при оставлении комментариев.]

RSS сообщений
RSS комментариев

Вы можете получать информацию об обновлении сайта по e-mail

Рассылки Subscribe.Ru

Наверх . Рабочий стол . Статьи . Библиотека .
On-line кабинет Александра Болдачева © 2007