«От протожизни к постсоциуму»,
страницы: 1 2 3 4

II. СТРУКТУРА ЭВОЛЮЦИОННЫХ УРОВНЕЙ

Как я уже отмечал принцип глобального эволюционизма (ГЭ) не может претендовать на роль единой теории эволюции. Анализ мировых процессов с позиции ГЭ можно будет признать результативным, если удастся выявить некоторые формальные закономерности организации эволюционных уровней и переходов между ними. Попытка сделать это и представлена в данной части статьи.

От аналогий к общим понятиям

Ранее я несколько раз проводил параллели между такими разными сущностями, как РАЗУМ и ГЕНОМ. Основная мысль этих аналогий заключалась в том, что сугубо химический объект (органическая молекула ДНК) и исключительно биологический орган (мозг человека) при переходе Мира к последующим этапам эволюции приобретали новые, уникальные свойства, никоим образом напрямую не следующие из их «исконной» химической и биологической природы. Также я отмечал существенную аналогию между основными процессами в биосфере и социуме: обменный характер, направленность на обеспечение жизнедеятельности таких основных элементов систем, как биологическая клетка и человек.

Далее я попытаюсь подкрепить эти параллели и аналогии, введя общие имена и определения для элементов эволюционирующих систем, и предложу несколько универсальных принципов взаимодействия этих элементов.

Стволовой элемент

Начнем с главных системообразующих элементов эволюционирующих систем. В этой части статьи, как и в предыдущей, я буду рассматривать только две из них: биологическую и социальную. Что же можно найти общего между основными элементами этих систем - клеткой и человеком?

Во-первых, бросается в глаза, что они практически не меняются в процессе эволюции систем. Действительно, ни клетка, ни человек не претерпели существенных изменений на всем протяжении биологической и социальной эволюции. Развитие систем шло путем усложнения взаимодействия основных элементов, а не за счет их принципиальной модификации.

Во-вторых, в ходе эволюции систем наблюдается специализация основных элементов в пределах их морфологической и функциональной целостности. Биологические клетки благодаря специализации способны выполнять различные функции в биологических организмах. Специализация человека обеспечивает его профессиональное участие в функционировании различных социальных структур – предприятий, институтов и т.п.

В-третьих, эта специализация элементов не закрепляется абсолютно, а выявляется лишь в ходе их становления. Все разнообразие клеток живого организма формируется из универсальной стволовой клетки. Человек также рождается потенциально готовым занять любую профессиональную нишу.

Имея в виду схожесть перечисленных свойств (стабильность, способность к специализации в ходе становления) со свойствами стволовой клетки биологических организмов, я предложил бы основной элемент эволюционирующих систем называть «стволовым элементом».

Системный атрибут стволового элемента

Выделяя человека в качестве стволового элемента социальной системы, я хочу обратить внимание на то, что речь идет не о представителе биологического вида Homo Sapiens, а исключительно о человеке РАЗУМНОМ, то есть об элементе способном полноценно участвовать в функционировании социума. Аналогично, говоря о клетке как о стволовом элементе, подразумевается не некий набор органических молекул, а вполне определенный комплекс локализованных в пространстве химических реакций, способных воспроизводить новые подобные комплексы, то есть ЖИВАЯ клетка.

Учитывая, что приведенные выше свойства стволовых элементов являются и характеристиками соответствующих эволюционирующих систем, их можно назвать системными атрибутами. Системным атрибутом клетки является Жизнь, человека – Разум.

Базовый процесс

Теперь обратимся к процессу функционирования эволюционирующих систем, для обозначения которого я буду использовать термин «базовый процесс». В предыдущей части статьи я отмечал, что базовый процесс эволюционного уровня – это всегда некоторый обменный циклический процесс, элементарная суть (смысл, назначение) которого – поддержание функционирования и воспроизводства стволовых элементов.
Базовым процессом на биологическом уровне являются процессы обмена веществ: от метаболизма клетки и организмов до глобального оборота органического вещества в биосфере.

Базовый процесс социальной системы составляют циклические обменные процессы производства и потребления. Говоря о социальном производстве, я имею в виду не только материальное (промышленное, кустарное и др.) производство, но и «производство» культурное, научное, духовное. Именно вся совокупность этих «производств», составляющих базовый процесс социума, обеспечивает функционирование и воспроизводство стволового элемента социума – человека разумного.

Многообразие форм реализации базового процесса обеспечивается способностью стволового элемента к специализации. Понятно, что речь идет о специализации клеток живых организмов и разделении труда в социуме.

Программный элемент

Преемственность стволовых элементов при их воспроизводстве обеспечивается наличием у них элемента, играющего роль «памяти». Этот элемент я предлагаю назвать «программным элементом».

Помимо обеспечения воспроизводства стволовых элементов, программный элемент определяет также принцип функционирования стволовых элементов и способность их к специализации, то есть к выполнению различных программ при включении в базовый процесс.

Из данного описания ясно, что программным элементом биологической клетки является геном, а человека – разум. Можно также ввести такое понятие, как носитель программного элемента. В рассматриваемых системах – это молекулы ДНК и мозг человека.

Носитель программного элемента (ДНК и мозг), как и стволовой элемент иерархического уровня не претерпевает значительных структурных изменений в процессе эволюции. Но сам программный элемент непрерывно изменяется, отражая ход общего эволюционного процесса системы. Благодаря именно этим изменениям программного элемента становится возможным специализация стволовых элементов. То есть программный элемент не только обеспечивает преемственность стволовых элементов и их функционирование, но и их развитие в соответствии с уровнем развития системы.

Можно сказать, что именно программный элемент реализует в конкретном стволовом элементе его системный атрибут. То есть, геном конкретной клетки и разум конкретного человека – это единичные реализации системных атрибутов Жизнь и Разум.

Эта непосредственная связь программных элементов с системными атрибутами создает впечатление, что именно программные элементы являются основой базового процесса. И тогда, к примеру, делается вывод, что «первопричиной» всех химических процессов в клетке (метаболизма), является информация, заложенная в ДНК, а функционирование социума объясняется наличием у человека разума. Такой ход мысли неотвратимо приводит к констатации того, что и геном, и разум должны были предшествовать возникновению жизни и социума. В основе подобных утверждений, с одной стороны, лежит наблюдаемое соответствие программного элемента базовому процессу (генома – метаболизму, разума – социальному производству), а, с другой, неявность, скрытость механизмов влияния базового процесса на становление программных элементов. Поэтому, пока нет достаточно убедительных, общепризнанных теорий, описывающих закономерности формирования генома и человеческого разума, мы вынуждены будем часто сталкиваться с теориями, постулирующими приоритет одного из элементов системы над функционированием самой системы.

Организмы эволюционирующих систем

Для конкретизации механизмов взаимодействия стволовых элементов с базовым процессом необходимо еще ввести понятие организма как совокупности стволовых элементов. Образование и функционирование организмов возможно благодаря специализации стволовых элементов. Понятно, что в биосфере организмами являются биологические организмы, в социуме – всевозможные объединения людей: от промышленных предприятий до политических институтов.

Для образования организма программные элементы стволовых элементов должны быть совместимы. В биологическом организме совместимость специализированных клеток обеспечивается формированием их программных элементов (генома) из одной зародышевой клетки. В социальных организмах – унификацией процессов воспитания и образования.

Поскольку, в биологическом организме специализация клеток возможна лишь в процессе его развития, то одна клетка может получить только одну программу и являться элементом лишь одного организма. В отличие от этого, программный элемент человека (разум) может обладать несколькими программами и, следовательно, человек как стволовой элемент социума может входить одновременно в несколько организмов. Более того, стволовые элементы социума (люди) благодаря гибкости программного элемента (разума) в течение жизнь могут менять свою специализацию (профессию, принадлежность социальным институтам и т.д.).

Основной и производный базовые процессы

Базовый процесс эволюционных уровней можно разделить на две составляющие: основной и производный. Основной базовый процесс напрямую обеспечивает функционирование и воспроизводство стволовых элементов (например, снабжение их энергией и необходимыми компонентами). Производный базовый процесс «отвечает» за поддержание функционирования и целостность организмов, их взаимодействие между собой и с окружающей средой.

В биосфере основной базовый процесс реализуется главным циклом энергообеспечения, который поддерживается преимущественно растительными организмами. Производный базовый процесс представлен обменными процессами в организмах животных и в биоценозах. В качестве основного базового процесса в социальной системе можно рассматривать материальное производство, направленное на поддержание жизнедеятельности человека как биологического вида. Производный процесс представлен функционированием науки, культуры, религии, политики, которые обеспечивают целостность и функционирование организмов социума.

Общие закономерности формирования эволюционирующих систем

Далее в виде тезисов и на правах гипотез, предложу несколько принципов организации и становления эволюционирующих систем, которые можно сформулировать в рамках предложенной схемы.

  1. Внешне базовый процесс выглядит, как формирование все новых и новых организмов, наиболее успешно реализующих основную его цель – поддержание функционирования стволового элемента.
  2. Основной базовый процесс следующего уровня формируется как обособление, выделение производного процесса в отдельную систему (внешнюю для предыдущего уровня).
  3. Стволовой элемент последующего уровня – это один из организмов предыдущего уровня, удовлетворяющий следующим требованиям: он должен обладать морфологической универсальностью, то есть способностью к специализации без значительных структурных изменений, а также иметь элемент, способный стать носителем программного элемента для следующего уровня.
  4. Носитель программного элемента следующего уровня формируется из специализированных стволовых элементов предыдущего уровня, и представляет собой элемент организма, «управляющий» производными базовыми процессам.
  5. Программный элемент не является неотъемлемым свойством своего носителя, а формируется в результате «перепрограммирования» носителя зарождающимся новым базовым процессом.
  6. Эволюция уровня завершается при формировании нового универсального организма, то есть нового стволового элемента.

Заключение этой и предварение следующей части

В заключении хочу подчеркнуть, что предлагаемая схема (в отличие от многих других) ни в коем случае не является ни редукцией социума к биологической системе, ни, наоборот, распространением на биосферу социальных (разумных) принципов организации. То есть, с одной стороны, я ни в коей мере не утверждаю, что рассмотрение социальных процессов допустимо и продуктивно с применением биологических законов. И, с другой стороны, я ни пытаюсь расширенно толковать разум и приписывать его элементам досоциальных уровней.

Естественно, любая схема бессмысленна, если ее невозможно расширить, применить к другим системам. В следующей части статьи я сделаю попытку проверить «работоспособность» предложенного подхода, проанализировав с ее помощью протобиологический и постсоциальный иерархические уровни эволюции Мира.


«От протожизни к постсоциуму»,
страницы: 1 2 3 4

Предыдущий текст разделе: « Терминология и мифы эволюционизма
Последующий текст в разделе: » Интеллект в эволюционной иерархии

22 Декабрь 2006 | комментариев: 7 |
Подписаться на сообщения RSS 2.0

Опубликовано в разделах: Статьи, эволюционизм, постсоциум

URL этой страницы: http://www.boldachev.com/text/protopost/



Искать On-line кабинет Александра Болдачева

рабочий кабинет

архив

Собеседникам

  • Войти
  • [После регистарции и входа вам не надо будет каждый раз набирать свои данные при оставлении комментариев.]

RSS сообщений
RSS комментариев

Вы можете получать информацию об обновлении сайта по e-mail

Рассылки Subscribe.Ru

Наверх . Рабочий стол . Статьи . Библиотека .
On-line кабинет Александра Болдачева © 2007